ТРУДОУСТРОЙСТВО выпускников детских домов

Социальные сироты часто говорят, о том что они «рано повзрослели» и сами заботились о себе. Однако пропущенный этап беззаботной игры и несформированная учебная мотивация, и несформированная учебная деятельность приводят к тому, что трудовая мотивация  также не сформирована. В таких случаях говорят о внешней мотивации по отношению к труду, есть желание зарабатывать деньги, но нет желания трудиться и реализовывать себя в профессиональной деятельности.  

Кто-то попадает под «госпитальный синдром» учреждения, а у кого-то влияющим может быть опыт кровных родственников ведущих так называемый «асоциальный образ жизни», то есть живущих на иждивении у родственников, на алименты, государственные пособия, невыплаченные кредиты. Также влияющей может быть и криминальная картина мира, в которой существуют «легкие деньги» и все «уважаемые люди» добывают именно их. В криминальной картине мира все люди, которые хорошо зарабатывают, делают это  хитростью и незаконным путем.  В данном случае образ жизни взрослых людей, которые каждый день ходят на работу, ассоциируется  с «роботами» или «лохами», а работа со словом «раб». Здесь очень важно проводить деконструкцию идей о работе и учебе, законности, мыслей о том, чего можно человеку достичь законным путем. Деконструировать детский опыт можно обнаруживая сами идеи и обсуждая их адекватность реальности, находить контрпримеры. 

Прежде чем трудоустраивать человека важно проработать его представление о работе и поддержать внутреннюю и внешнюю мотивацию к труду. Часто внешняя мотивация к труду тоже страдает, находя неофициальные заработки ребята часто оказываются обманутыми, «работодатель» не выплачивает им обещанную сумму денег не объясняя причин, заставляет перерабатывать или даже продает их паспортные данные.  Важно объяснить зачем нужно официальное трудоустройство  и разъяснить новые поправки к ФЗ 159 от 2020 года, о том что лицо их числа детей-сирот не лишается своих выплат в случае заключения срочного трудового договора, оплачиваемой стажировки и оформления других форм занятости. 

Эксперты отмечают, что наиболее эффективно начинать подготовку к трудоустройству еще в стенах детского дома. В подшефных учреждениях фонда работают программы подбора профессиональных курсов по востребованным профессиям для воспитанников, мастерских для освоения трудовых навыков, социальных квартир для получения опыта самостоятельного проживания, оплачиваемых стажировок на производстве.

Трудоустройство и закрепление на рабочем месте - одно из необходимых условий благополучия выпускника детского дома. Для молодых взрослых с опытом сиротства это сложная  задача в связи с низкими стартовыми возможностями, отсутствием опыта и компетенций для адаптации в условиях конкуренции, негативного влияния социокультурной среды, внешних условий  и кризиса на рынке труда.

90% выпускников испытывают сложности с социализацией, трудоустройством, жильем. https://penza.sledcom.ru/news/item/1729171/ Эти проблемы в комплексе выглядят неразрешимыми для молодых взрослых с опытом сиротства, обращаться за помощью к внешним специалистам им не свойственно, ребята стараются уйти от проблем в компьютерные игры, употребление алкоголя и ПАВ, асоциальное поведение.

Ежегодно в регионах работы фонда (по данным РИК Мин-ва просвещения) выпускается 400-500 ребят из дет. домов и интернатов, примерно 3 из них поступают в ВУЗы, лишь 20 из них выходит на работу. До 95% выпускников до 23 лет не имеют никакого опыта работы, проживают на стипендии, а после (по опросам служб занятости) сразу пользуются пособием по безработице, не прикладывая усилий к поиску работы. К моменту окончания выплаты пособий у ребят закрепляется иждивенческая позиция, отсутствует опыт работы, необходимый для трудоустройства, есть стремление к получению "легких" денег.

В маргинальной среде, где воспитывалось большинство детей-сирот до попадания в детский дом, деньги были связаны с получением быстрого удовольствия (алкоголь, иррациональные покупки), и так же быстро должны были появляться (кредиты, долги, воровство, обман). Отсутствовали понятия о важности труда, собственной полезности, вкладе в общественную жизнь, уважении к работе, накоплениям и планированию. По данным нашего исследования 2021 г. «Голос ребенка» среди воспитанников детских домов, зона “деньги” у подростков редко совпадала с работой и карьерой.

Большинство ребят так же имеют сложности с получением жилья, здоровьем, режимом, документами, законом, отношениями с близкими и нуждаются в поддержке и помощи в этих сферах. При этом сироты довольно редко обращаются к специалистам, предпочитая игнорировать проблемы и не обращаться к посторонним людям, (исследование «Голос Ребенка»), но даже тем, кто попадает на сопровождение, не всегда удается решить свои проблемы. В одной из областей работы фонда 2 человека государственной службы сопровождения курируют всех выпускников (более 500 человек) на всех уровнях: от базового до экстренного. Кризисное сопровождение требует оперативного реагирования и значительных ресурсов, специалист может сопровождать не более 5 человек в этом режиме единовременно.

Работодатели с осторожностью рассматривают кандидатов с опытом детского дома, находятся во власти стереотипов и мифов о сиротах. Даже при успешном трудоустройстве выпускникам сложно закрепиться на рабочем месте из-за несформированности ценностного отношения к труду, своему вкладу в благополучие общества, слабо развитым коммуникативным и социально-бытовым навыкам. https://www.usynovite.ru/experience/methodhelp/

Консультации наших специалистов с социальными предпринимателями при подготовке проекта, а также собственный опыт фонда в инклюзивном Цехе Вареники в г. Вольск, показали, что даже при наличии вакансии и условий для работы трудоустройство сирот без сопровождения заканчивается неуспехом: они не могут соблюдать график, не понимают и не выполняют свои должностные обязанности, не принимают статус "новичка", однообразную работу, боятся задавать вопросы, испытывают сложности с коммуникацией и установлением и поддержанием отношений в коллективе. При этом каждая неудача подтверждает их низкую самооценку и укрепляет недоверие к внешнему миру. Программа сопровождаемого трудоустройства для воспитанников и выпускников детского дома значительно снижает риск неудачи за счет подготовки и поддержки сирот на всех этапах процесса с одной стороны и подготовки работодателя, рабочего места и наставника с другой. Сопровождение помогает предотвратить или амортизировать большинство возникающих сложностей, но требует многоаспектного контакта с кандидатом, высокого профессионализма и скоординированного взаимодействия всех участников команды.

Социализация выпускника осложнена особенностями жизни в закрытом учреждении и негативным ранним социальным опытом. Наши программы призваны помочь молодым взрослым преодолеть как внутренние, так и внешние барьеры на пути к успешной интеграции в обществе.

ТРУДОУСТРОЙСТВО выпускников детских домов