ДЕТИ-СИРОТЫ: кто они?

18 января 2019
ДЕТИ-СИРОТЫ: кто они?

В России проживают около 70 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кто эти дети? Чем они живут? Что заботит и беспокоит их? С какими проблемами они сталкиваются после выпуска из сиротского учреждения?


Эти дети живут на всем готовом, не имея возможности принятия малейшего решения: все от распорядка дня до личной гигиены регламентировано внутренними инструкциями и наставлениями воспитательского персонала. В результате у ребенка формируется потребительское отношение к миру, подпитываемое родительской депривацией: «Государство мне должно, ведь мамка меня бросила». Но, к сожалению, на практике государство не отвечает детским ожиданиям: выпускники крайне непросто получают «государственные» квартиры,  зачастую не имеют возможности получения достойного образования, испытывают трудности с поиском работы и, как следствие,  только 10% выпускников детских домов успешно социализируются, а подавляющее большинство повторяет опыт своих неблагополучных родителей – становятся алкоголиками, наркоманами, преступниками или кончают жизнь самоубийством.
По неофициальной статистике выпускники детских домов:

1. 10% заканчивают жизнь самоубийством.
2. 40% становятся алкоголиками или наркоманами,
3. 40% попадают в тюрьмы, связываются с преступной деятельностью,

Эти дети испытывают колоссальный уровень стресса, сравнимый с тем, который человек испытывает при попадании в чрезвычайную ситуацию. Уровень гормона стресса - кортизона, у них приравнивается к значению, которым обладает человек, находящийся в эпицентре военных действий. Такое состояние не может не оказывать влияния на общее развитие ребенка и – главное – его успеваемость, а ведь от нее напрямую зависит возможность получения достойного образования в будущем и, как следствие, возможность получения хорошо оплачиваемой работы.


Ребенок из детского дома – это ребенок без веры. Веры в себя, веры в других людей. Галопом они идут учиться в ПТУ на те специальности, которые популярны среди их старших товарищей, не думая о том, насколько востребованы на рынке эти профессии и смогут ли они после учебы найти работу. «Как я могу рассчитывать на что-то большее, если я воспитанник детского дома?» - слышим мы от наших подопечных.


Эти дети не верят людям. Пережив единожды предательство самых близких людей – родителей – они теряют веру ко всем взрослым, и наладить контакт с таким ребенком крайне непросто. Даже попав в приемную семью, они проходят долгий путь создания доверительных отношений с новоиспеченными родителями, а иногда не справляются с этими чувствами и эмоциями и снова попадают в систему. 


C другой стороны, эти дети привыкли использовать людей. Они заточены на поглощение, поиск любых возможностей для удовлетворения своих нужд. Если Вы хотите завести дружбу с сиротой, будьте готовы к бесконечным просьбам о деньгах и подарках. Заранее расставьте все точки над «i», сообщите ребенку, что Ваша цель – это дружба, а не спонсорство.


Эти дети часто не  умеют дружить. Недостаток семейного воспитания сказывается на формирование остова ценностей этих детей, завязанного на «получить», а не «дать». Они не умеют доверять. Они предпочитают общаться с себе подобными, избегая «домашних» детей.  Браки между «государственными» и «домашними» детьми по статистике чаще всего заканчиваются неудачей.


У этих детей существенно страдает уровень образования, они абсолютно не готовы к будущей взрослой жизни, они не обладают необходимыми для этого социальными, бытовыми и прочими навыками. 


У них практически полностью отсутствует мотивация. Они привыкли жить на всем готовом, привыкли к тому, что все решения принимаются за них и в довершение к этому – они не верят в себя и свои успехи. И, как следствие, большинство из них выбирают путь наименьшего сопротивления, идя по протоптанной дорожке своих старших товарищей. Они не склонны к самообразованию, так как привыкли, что все решения за них принимаются сотрудниками учреждения. Они безынициативны, им требуется «пинок» для любого действия.  
Эти дети не готовы к риску и по этой причине редко бывают успешными предпринимателями. Но и наемные работники из них получаются не самые лучшие: слишком сильно у них иждивенческое отношение к жизни и людям, низкий уровень мотивации, подготовки и большие пробелы в области межличностных отношений.
Эти дети не знают жизни, они живут в своем закрытом микромире, руководствуясь теми правилами и устоями, которые царят в учреждении. Им не хватает семейного воспитания и им приходится самим формировать свои представления о мире. Они сами придумывают, каков мир вокруг них, какими ценностями живут люди и что руководит ими.


Но этих детей можно спасти. И ключевым вопросом в этом моменте является появление в жизни таких детей хотя бы одного значимого взрослого. Человека, к которому ребенок сможет обратиться со своими проблемами, попросить совета. Человека, который убережет от неправильного решения, подставит плечо, поддержит в трудную минуту.  Согласно данным Росстата в России проживает 90 млн взрослых, а число детей, проживающих в сиротских учреждений составляет примерно 70 тыс. человек. Получается, что на каждого такого ребенка приходится 1200 взрослых. В наших силах помочь этим детям успешно социализироваться и стать достойными членами нашего общества! 

Поделиться: