Помочь Вале и многим другим ребятам трудоустроиться

Помочь Вале и другим ребятам трудоустроиться

Успешный выпускник детского дома - это, в первую очередь, тот, кому удалось найти работу. Остальные достижения тоже очень важны, но именно работа поможет не испытывать нужду в деньгах и не обращаться из-за этого к криминальным практикам, потребует трезвости и заботы о своем здоровье и режиме. 

Работа позволяет увидеть свои перспективы и будущее, обеспечить свою  семью и оплатить жилье, познакомится с людьми, которые поддержат в сложной ситуации. В конце концов, работа позволит себя чувствовать достойным, независимым и самостоятельным человеком. 

С этим полностью согласна наша Валя, выпускница детского дома в Астраханской области. Валя учится в колледже на третьем курсе, она участвовала в программе Успешное Будущее, проходила стажировки и обучение SMM от фонда, уже имеет опыт работы в этой сфере. “Работа действительно самое важное - говорит Валя - она не только дает материальную стабильность, но и воспитывает ответственность, которая влияет на все сферы жизни. Работа учит опираться только на себя, а не ожидать помощи от кого-то.” 

Однако несмотря на эту огромную значимость работы для выпускника детского дома, которому не на кого больше опереться, кроме себя самого, поиск и сохранение работы для многих детей сирот становится крайне сложной, а часто невыполнимой задачей.  Особенно в условиях экономически неразвитых регионов, вдали от  районных центров, где высокая безработица и низкие зарплаты. 

Валя говорит, что в поисках работы она часто сталкивалась с тем, что специалист без опыта работы никого не интересует, а как получить опыт при таких условиях непонятно. Те же, кто готов взять новичка, часто оказываются недобросовестными работодателями и попросту эксплуатируют специалиста, задерживают или не выплачивают зарплату, устраивают бесконечные испытательные сроки.

Для проблем с получением работы выпускниками есть много причин: неравные стартовые возможности, педагогическая  запущенность, ментальные, поведенческие и физические трудности, низкий балл по ЕГЭ, неконкурентные специальности в колледже, где во время учебы уже очень не хватает денег и приходится экономить на всем.  Выпускник, обучаясь в таком колледже, полностью зависит от пособия и очень опасается его потерять, укрепляя иждивенческую позицию, которая итак формируется во время жизни в детском доме. 

Валя написала нам какой она представляла свою самостоятельную жизнь, пока жила в детском доме и как сильно ее мечты оказались далеки от реальности. 

“У меня есть тетрадка, куда я летом перед поступлением записывала свои планы на жизнь вне детского дома. И на это сейчас очень смешно смотреть и читать, потому что то, насколько они не совпадают с реальностью, реально забавляет.

1. Устроиться на работу. У меня в планах было устроится на работу со стабильным заработком не менее 25 000 (гораздо выше средней  зарплаты в области для соискателя без опыта https://www.audit-it.ru/inform/zarplata/index.php?id_region=137 )

2. Снять квартиру, но обязательно было у меня прописано, чтобы было поближе к колледжу и так, чтобы работа не влияла на успеваемость. Я думала про такой график график удобный, чтобы ночью работать, потом идти на пары и приходить вечером спать. Мне казалось, что это удобно и комфортно, что я всё буду так успевать, прописала стоимость аренды квартиры. Но на самом деле все по-другому получилось. Я приезжаю в другой город, еще хорошо что не в Москву, я не знаю как бы я там справлялась, потому что даже в Астрахани, маленьком городке по сравнению с Москвой, мне было так тяжело. Люди, которые не понимают, или не хотят понимать, что дети - сироты… Кто-то так относился, не очень хорошо. Наш комендант, к примеру, в этот же день меня посылает куда-то: «Такая-то улица, там в подвал спустись, надо доехать что-то распечатать, сходить сфотографироваться и привезти». А у меня нет денег совсем, вообще. Я не знаю даже куда ехать, я не понимаю.

В первый же день было несовпадение с реальностью, небольшой шок, загоняешься сильно.. И я сидела вот с такими глазами на этой остановке, думала на какую маршрутку мне сесть, читала надписи на проезжающих. В итоге набралась смелости, зашла в первую попавшуюся и спрашиваю как мне доехать? Мужчина аж испугался, показал, что мне надо вообще на другую сторону улицы. Это хорошо, что я человек не стеснительный и могу спросить, а многие боятся обратиться, для них это — дикий страх. В общем, я всех допекла расспросами, заняла денег у педагога и с соседкой по комнате скооперировались, купили два пирожка на оставшиеся, все сделали, она знала дорогу назад.. Я была в таком шоке от этого всего.. И оказалось, что я потеряю пособие, если устроюсь на работу. И значит зарплата мне нужна больше, чем пособие. И из общежития я уходить не могу, квартиру я снять не могу, и на работу устроится не могу. И приехала я 2-го числа, а пособие только 25, как жить?! И это действительно так выбивает, у тебя опускаются руки, я тут не выживу, сто раз перекрестилась, что не в Москве. И я искала работу неофициально, но они предлагают либо какие-то странные варианты, либо, я много историй таких слышала от сирот как ты устраиваешься неофициально и не можешь потом доказать тот факт, что ты работал два месяца и тебя просто отправляют без денег, и ты не можешь никому пожаловаться...”

Валя — особенная, очень разумная и организованная девушка, но даже ее представления о своем будущем абсолютно не совпали тем, что ждало ее на самом деле. Даже специальности, которые она себе выбрала, оказались для нее недоступны. 

Многие же ребята сразу в качестве своих дальнейших перспектив рассматривают получение пособия по безработице или по уходу за ребенком, которое кажется им более надежным источником дохода и часто выше средней зарплаты, на которую они могут рассчитывать в своем регионе. О том, что будет когда пособие закончится, они стараются не думать. Если же выпускник все-таки старается устроится на работу, осваивает составление резюме и прохождение собеседования, находит подходящую вакансию и его туда берут - это не означает, что он сможет удержаться на работе, не будет нарушать трудовую дисциплину, не будет прогуливать, сможет вписаться в коллектив, защитить свои права и выполнить обязанности. Решение этих задач тоже вызывает большие трудности. Без надежной опоры в виде работы, выпускник имеет большие шансы потерять и те ресурсы которыми располагает, оказавшись на улице или под следствием.

Сейчас Валя, как и многие другие наши выпускники, ищет работу. В связи с общим кризисом возможностей стало гораздо меньше. Но она старается сохранить тот уровень жизни, который обеспечивал стабильный доход - возможность жить в съемной квартире, а не в общежитии, ухаживать за парой своих любимых волнистых попугайчиков. Для этого приходится сильно экономить, помогает опыт полученный во время профессиональных курсов по маникюру - но клиенты только из своих, старое оборудование не позволяет выполнять работу безупречно. Однако девушка не настроена сдаваться, влезать в долги и расставаться со своими планами и мечтами. Она верит в себя, и мы тоже очень в нее верим.

Наш проект призван помочь выпускникам детских домов в подготовке к трудоустройству, поиске  работы, прохождении всех этапов устройства на работу и общения с работодателем и адаптации и закрепления на рабочем месте. Мы более семи лет работаем с детьми-сиротами в детских домах Саратовской и Астраханской областей и в первую очередь хотим помочь таким ребятам, как Валентина, которых уже хорошо знаем. В своей работе мы опираемся на успешный опыт и технологии НКО и социальных предпринимателей, адаптируя их под конкретные условия регионов, где живут ребята.

Наши партнеры — проект “Все получится” от Работа АЙ разработали специальную технологию трудоустройства молодых людей с низкими стартовыми возможностями. Благодаря этой поэтапной технологии, выпускники получают возможность подготовиться к самостоятельной жизни и трудоустройству, стать сотрудником компании, при поддержке тьюторов и hr-консультантов адаптироваться на новом рабочем месте.

Молодые люди проходят несколько этапов:

  1. Подготовка к трудоустройству через тренинги и консультации со специалистами проекта, профессиональные пробы и стажировки.
  2. Выход на открытый рынок труда.
  3. Процесс адаптации на рабочем месте: помощь в адаптации, своевременное решение возникающих трудностей.

Для трудоустройства на вакансии открытого рынка труда кому-то нужны консультации психолога и пару дней стажировки, кому-то профориентационная оплачиваемая программа в течение месяца. Все люди разные, у каждого свои особенности и возможности. Проект способен поддержать, развить и научить эти способности применять. Для ребят подбираются вакансии соответствующие возможностям и желаниям кандидата, выпускник не остаётся один.  Консультанты курируют процесс в ежедневном режиме и являются важным участником объединения двух сторон – кандидата и работодателя. Психологи и тьюторы готовы предоставить социально-психологические услуги. Наставники-коллеги поддержать в работе. 

Эти этапы заканчиваются успешным закреплением кандидата на рабочем месте и становятся фундаментом карьеры. Успешным кейсом считается трудоустройство и работа выпускника на одном месте в течение 6 месяцев. После такого опыта обычно кандидат уже ориентируется в рынке труда, может продолжить работу в компании без сопровождения или найти новую работу самостоятельно.

Чтобы помочь Вале и многим другим ребятам получить необходимый опыт, навыки и создать свои истории успеха, «Бюро Добрых Дел" собирает 469 440 рублей. 

 

ОТЧЕТ

СМЕТА