Как выпускнику детского дома состояться в жизни?

13 февраля 2019
Как выпускнику детского дома состояться в жизни?

По данным исследования, проведенного RG, лишь 10% выпускников  детских домов успешно устраиваются в жизни. С чем связана такая ужасающая статистика? Как помочь выпускнику детского дома состояться в жизни?
Главная причина сложившейся ситуации заключается в том, что жизнь в системе формирует у ребенка иждивенческую установку, потребительское отношение к жизни. А жизнь на всем готовом, полное отсутствие возможности принятия любого мало-мальски важного решения приводят к тому, что у детдомовского ребенка в большинстве случаев отсутствует мотивация к учебе и поступлению в достойное учебное заведение. Очень многие из этих детей идут по пути наименьшего сопротивления и поступают в те СПУЗы, в которые поступали их старшие сверстники. Так,  например, дети из детского дома города Вольска Саратовской области повально идут учиться в Вольское училище на маляров-штукатуров. Ежегодно это учебное заведение выпускает 1000 таких специалистов, и не удивительно, что многие их них имеют трудности с поиском работы после выпуска. 
Немаловажным в этом вопросе является  и то, что у этих юношей и девушек  практически полностью отсутствует вера в себя. «Что мне светит, если я из детского дома?» - слышим мы от многих из них.


Для того, чтобы сломать эту ситуацию необходимо с раннего возраста работать с развитием у них уверенности и веры в себя. Причем совсем не обязательно, чтобы этой работой занимались профессиональные психологи, достаточно, если в жизни ребенка появится хотя бы один значимый взрослый – наставник или друг по переписке, с которым ребенок сможет раскрыться и обсуждать то, что его волнует, делиться своими трудностями и открытиями, обращаться за советом. Крайне важно проводить в детских домах семинары и тренинги, которые позволят ребятам раскрыться, подумать  о том, чего они хотят достичь в жизни, и что для этого стоит делать уже сейчас. Не нужно дарить им подарков. Подарки – это медвежья услуга для таких детей, так как она еще больше подпитывает иждивенчество. Эти дети нуждаются в образовательных программах, направленных на проф. ориентацию, работу с внутренним ресурсом, целеполаганием и верой в себя. 


У сотрудников детских домов и специалистов благотворительных фондов, как правило, нет возможности проводить глубокую психотерапию с каждым из детей, копаясь в его прошлом и прорабатывая детские травмы. Но, как показывает практика, это и не обязательно – хороших успехов можно добиться с помощью методик, ориентированных на настоящее, активного применения нарративных практик. «Нарратив» с английского языка переводится как «рассказ», и поэтому основа такой терапии – это диалог между ребенком и специалистом, когда ребенок рассказывает истории из своей жизни, как бы переписывая их заново, с новой, позитивной интерпретацией. На занятие к нашему специалисту пришел ребенок, крайне замкнутый и закрытый. Психолог предложил ребенку написать историю его детства, и рассказ получился крайне печальным, демотивирующим. Тогда специалист предложил ребенку переписать эту историю, вспомнить только приятные моменты своего детства и найти положительное в его истории. На это задание ушло несколько занятий, поскольку у мальчика не получилось размышлять о своем детстве в позитивном ключе, но с помощью специалиста он справился! И сейчас это уже совсем другой ребенок – открытый, спокойный, уверенный в себе и с надеждой смотрящий в свое будущее. Терапевтический эффект был достигнут всего за несколько занятий.


Помимо этого, крайне важно знакомить подопечных детских домов с различными профессиями. На вопрос «Кем ты хочешь стать?» большинство мальчиков отвечает «дальнобойщиком» или «автослесарем», а почти все девочки – «швеей» или «поваром». А ведь существует большое количество профессий, не требующих высшего образования (выпускники детских домов крайне редко поступают в ВУЗы). Но дети просто не знают о них! Проф. экскурсии – это  прекрасная возможность не просто рассказать детям о различных профессиях, а показать им эти профессии в деле и познакомить с людьми, которые ими занимаются. Дети могут многое узнать в процессе таких мероприятий: чем интересна та или иная профессия, какой подготовки она требует, в чем ее преимущества и недостатки. 


Еще большей ценностью для таких детей являются проф. пробы – возможность в течение непродолжительного времени напрямую познакомиться с той или иной профессией, «попробовать ее на вкус». Ведь только на практике мы можем понять, что нам действительно нравится. Постоять у станка, поработать в парикмахерской, полежать под кузовом автомашины – это отличная возможность для ребенка получить уникальный опыт.


Дети из  системы не умеют доверять людям, они закрыты и часто это оказывает им медвежью услугу в личной и профессиональной жизни. Они с трудом вливаются в рабочий коллектив, часто являются источником конфликтов на работе, их браки нередко распадаются в первый же год после свадьбы. Согласно постановлению Правительства РФ № 481 от 24 мая 2014 года все детские дома в нашей стране должны подвергнуться реформированию – дети должны жить в малочисленных группах по квартирному типу, при этом за каждой группой закрепляется воспитатель-наставник, который может меняться только в исключительных ситуациях. Но пока далеко не каждое сиротское учреждение нашей страны организовано по этому принципу. Многие воспитатели не выполняют свою основную функцию – наставничество, а озабочены лишь соблюдением дисциплины и своевременным выполнением домашних заданий. А ведь роль таких людей чрезвычайно важна. Они – те самые взрослые, которые могут изменить судьбу своих подопечных. Выслушать, поддержать, помочь советом. Они могут помочь детям раскрыться, улаживать конфликты, учиться доверять и дружить. Но, к сожалению, далеко не все воспитатели готовы заниматься этими вопросами. А некоторые, может быть, и хотели бы помочь своим подопечным, но просто не обладают необходимыми знаниями и опытом. Необходимо ввести обязательный государственный стандарт социального педагога и заниматься систематическим обучением этих специалистов. 


По большому счету любая работа с подопечными детских домов будет действительно эффективна только в одном случае – если у каждого из них в жизни появится хотя бы один значимый взрослый, наставник или друг по переписке, который сможет поддержать его в трудную минуту, помочь советом, уберечь от неправильного поступка. Согласно данным Росстата в России проживает 90 млн. взрослых, а число детей, проживающих в сиротских учреждениях, составляет примерно 70 тыс. человек. Получается, что на каждого такого ребенка приходится 1200 взрослых! В наших силах помочь этим детям успешно социализироваться и стать достойными членами нашего общества! 

Поделиться: