Совсем недавно к программе "Социальная квартира", в рамках которой дети учатся самостоятельному проживанию, подключился Центр ППМС г. Балаково Саратовской области. Несмотря на то, что дети в программе совсем недолго, но результаты уже потрясающие.
Педагог-куратор поделилась своими впечатлениями: «Для проживания в квартире я выбрала ребят, которые учились у меня на курсе «Кулинария», думая, что они с легкостью справятся с поставленными задачами. Мы составили меню и перечень продуктов. А дальше началось самое интересное. Когда мы пришли в магазин, я выбрала позицию наблюдателя и увидела, насколько наши ребята не приспособлены к самостоятельной жизни. Они были как маленькие котята, впервые смотрящие на этот мир! У них возникли сложности с выбором продуктов: сколько нужно вилков капусты на борщ? Двух хватит? Один мальчик даже не знал, как выглядит редиска! Около весов ребята долго стояли и не знали, что делать, как взвешивать овощи и фрукты».
Вести быт — тоже задача не из легких. Нужно самим постараться приготовить еду, убрать в квартире, постирать и погладить вещи. С техникой безопасности, со слов куратора, возникали вопросы: необходимо контролировать, чтобы все электроприборы были выключены, чтобы не оставить включенным утюг или забыть кастрюлю на плите.
Куратор программы выбрала мудрую позицию: дать ребятам больше свободы, чтобы они столкнулись с трудностями из-за своих ошибок, но всегда была рядом и направляла их. "Гиперопеки им и так хватает в детском доме. Они привыкли к тому, что могут прийти в столовую и вкусно поесть, а одежду им приведут в порядок в прачечной, чистоту помещений обеспечит технический работник",- говорит их куратор.
Этот период может быть как вызовом, так и возможностью для подростков. С одной стороны, они сталкиваются с новыми проблемами и трудностями. С другой стороны, самостоятельное проживание дает им возможность развивать уверенность и самоуважение: «Я смог, я справился!»
Подводя итоги самостоятельного проживания детей в квартирах, мы еще раз убеждаемся в нужности и важности данной программы. Детей, получивших такой опыт, можно с легкостью отпускать в «свободное плавание» после выпуска из стен детского дома.