В федеральном банке данных по усыновлению размещено около 40 тысяч анкет, но это далеко не все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в сиротских учреждениях нашей страны. В среднем до 40% воспитанников детских домов не имеют статуса «к усыновлению», поскольку их родители не лишены родительских прав. Это – дети родителей, которые находятся в процессе лишения родительских прав и те дети, которые были переданы в детские дома на временное проживание до тех пор, пока их родители смогут возобновить исполнение своих обязанностей. Таким образом, получается, что в настоящий момент в сиротских учреждениях проживает около 70 тысяч детей, 82% из которых – подростки, то есть те дети, у которых гораздо меньше шансов попасть в семью, поскольку большинство родителей готовы оформить опеку или усыновить детей исключительно младшего возраста.
Согласно постановлению Правительства РФ № 481 от 24 мая 2014 года дети направляются в сиротские учреждения на временный период до момента их устройства на воспитание в семьи. При этом учреждения должны создать для детей благоприятные условия, приближенные к домашним, способствующие всестороннему развитию детей. А именно:
По этой причине «детских домов» в России практически не осталось, большинство из них были просто переименованы в «социально-реабилитационные центры» или «центры помощи детям», но решило ли это проблему? Очевидно, что нет. Не более 60% сиротских учреждений действительно соответствуют заданному Постановлением стандарту – то есть условия проживания их подопечных максимально приближены к домашним. В большинстве же детских домов подобное устройство требует реконструкции здания и капительного ремонта, что сопряжено со значительными расходами, средства на которые отсутствуют в региональном бюджете.
В целях сохранения привычной социальной среды, родственных и дружеских связей Постановление предписывает направлять детей в учреждения, находящиеся рядом с местом их жительства, но зачастую это требование не соблюдается, и ребенка направляют в любой детский дом, где есть «свободное место». В результате, сильнейший стресс, вызванный родительской депривацией, усугубляется необходимостью переезда в новое для ребенка место. Еще больший негативный психологический эффект оказывает на ребенка обязательное требование к прохождению им медицинского обследования, которое порой растягивается на недели, и ребенок вынужден в течение долгого времени пребывать в унылой больничной палате.
Не менее остро стоит в настоящий момент проблема вторичных отказов – ситуаций, когда приемные родители, оформившие в свое время опеку над ребенком, возвращают его обратно в сиротское учреждение. По данных наших подшефных учреждений количество вторичных отказов растет с каждым годом.
Основная причина возвратов – отсутствие в нашей стране школ приемных родителей подростков. Самая частая ситуация – это когда по той или иной причине родители ребенка младшего возраста лишаются родительских прав или погибают, и опеку над ним берут его ближайшие родственники. Потом ребенок подрастает, входит в пубертатный период и у его приемных родителей начинаются проблемы с его воспитанием. А обратиться за помощью им просто некуда.
Родители не готовы к воспитанию приемных детей, с детства воспитанных в системе, но иногда и сами дети не готовы к проживанию в семье, так как не обладают необходимыми социально-бытовыми навыками.
Также, значительное влияние на эту проблему оказывает тот факт, что в нашей стране ребенка подбирают родителям, а – не наоборот. При этом в федеральном банке подбор осуществляется на основании внешних параметров – внешности, возраста, состояния здоровья. При этом не учитывается история ребенка, его психологическое состояние, перенесенные им травмы и прочее. И зачастую будущий родитель просто не обладает всей исчерпывающей информацией и не может быть уверенным в том, что справится с возможной в будущем кризисной ситуацией.
«Около 30 тысяч детей за последние два года были возвращены из приемных семей в детские учреждения, — сказала председатель профильного комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина - Системы поддержки семей как не было, так и нет, и в результате кризисная семья стала главным поставщиком детей в детские дома».
Государством не разработан единый стандарт работы с кризисными семьями, государственные службы не справляются с их количеством, и, если раньше на одного специалиста приходилось 30 семей, то сейчас он вынужден охватить уже 200 семей. Вывод об эффективности такой работы напрашивается сам собой. Нет единого стандарта служб, занимающихся профилактикой социального сиротства и мы знаем случаи, что такая работа велась на базе обычных кружков или секций для детей.
Немаловажную роль играет в этой проблеме и тайна об усыновлении. Родители, которые скрывают от своих детей факт их усыновления, боятся обращаться в психологические службы и прочие организации по профилактике социального сиротства по причине страха раскрытия тайны усыновления. Особенно это актуально для небольших населенных пунктов, где все «друг у друга на виду».
У будущих родителей нет возможности ознакомиться с особенностями воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей: отсутствует методологическая база, книги на эту тему можно перечесть по пальцам, в школах приемных родителей дается скудная теоретическая информация на эту тему без интерактивных и практических занятий.
Не существует института материальной поддержки кризисных семей, помощи в трудоустройстве родителей и поэтому детей отдают в детские дома, где ребенок может получить полноценное образование, питание, одежду и посещение различных кружков и секций, которые не могут позволить себе родители.
Несмотря на все вышесказанное ситуация в сфере социального сиротства всё же меняется в лучшую сторону: детские дома постепенно реформируются, условия жизни детей все больше приближаются к домашним, сокращается численность детей в группах. Меняется сознание сотрудников сиротских учреждений: они с большей активностью занимаются повышением квалификации и, главное, многие из них открыты к ко всему новому. Многие НКО работают в этой сфере, открывая школы приемных родителей, поддерживая кризисные семьи, помогая им в решении социальных, психологических, бытовых и юридических вопросов.
Хочется верить, что сложившаяся тенденция сохранится и в скором будущем максимальное количество детей будет устроено в семьи, а те дети, которые останутся в сиротских учреждениях, получат все необходимые для будущей жизни знания и навыки, способствующие их максимально эффективной интеграции в современное общество.
Авторы статьи: НИНЕЛЬ КАРАСЕВА, АННА ЧУПРАКОВА.