Специалист-наставник КАКИМ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ?

15 апреля 2019
Специалист-наставник КАКИМ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ?

В рамках проекта «История успеха» наши подопечные занимаются с индивидуальными специалистами-наставниками, которые помогают им выбрать профессиональный путь. Какие требования мы применяем к таким специалистам? Каким должен быть социальный педагог, чтобы у детей получилось? Обсудим этот вопрос в этой статье. 

Основная задача специалиста-наставника, работающего с ребенком  - помочь ему создать мощный внутренний ресурс и устойчивую мотивацию для того, чтобы:
•    отказаться от потребительского отношения к миру и обществу;
•    отказаться от иждивенческой установки;
•    быть готовым самостоятельно принимать решения и быть автором своей жизни;
•    быть готовым идти своим путем, отличным от принятого в учреждении (в первую очередь в области дальнейшего обучения после выпуска из детского дома);
•    гармонично строить отношения с другими людьми;
•    верить в себя и в свои возможности.

Дети, живущие в детских домах на всем готовом и привыкшие к тому, что все решения за них принимают педагоги и социальные работники, обладают крайне низким уровнем мотивации. А она необходима для того, чтобы ребенок нашел в себе силы отказаться от стереотипов, принятых в учреждении и выбрал свой собственный, отличный от других профессиональный путь. Эти дети галопом идут на те специальности, на которые поступают их старшие товарищи, и в результате получают самые не востребованные на рынке профессии. Потом у них возникают большие проблемы с поиском хорошо оплачиваемой работы, а по этой причине в разы возрастает риск их попадания в асоциальные слои общества, риск алкоголизма, наркомании и преступной деятельности. Эти дети не верят в себя и поэтому выбирают путь наименьшего сопротивления. Они не умеют строить доверительные отношения, основанные на честности и справедливости. Они или излишне доверяют людям и по этой причине нередко становятся объектом мошенничества, или они не верят никому и закрываются в себе. “Мир мне должен, ведь меня бросила мама” - нередко слышим мы от наших подопечных. Эти дети испытывают колоссальный стресс, их души изранены их детскими историями и предательством самых близких людей. По этой причине страдает их успеваемость и, как следствие, снижается возможность поступления в престижное учебное учреждение, а это в свою очередь закрывает для них возможности получения хорошо оплачиваемой работы. Они не умеют справляться со стрессом, не знают простых механизмов, которые можно использовать для того, чтобы самостоятельно восстанавливать свой внутренних ресурс. Эти дети не сильны в конфликтологии, не умеют удачно разрешать сложные ситуации с другими людьми так, чтобы работало правило “выиграть - выиграть”. Детдомовские подростки не умеют ставить цели и их достигать, любая цель кажется для них тяжело достижимой по той простой причине, что у них нет опыта целеполагания и тайм-менеджмента.
Задача специалиста-наставника - сломать эти паттерны в мировоззрении детей, оставшихся без попечения родителей, и помочь им выбрать собственный профессиональный путь. Подсказать, а не заставить; выслушать, а не прочитать нотацию; помочь советом, а не сделать по-своему.
 

Поделиться: