Пресс-центр

Наставники проекта «Успешное будущее»

Продолжаем знакомить вас с наставниками проекта «Успешное будущее», получившего поддержку гранта фонда «Абсолют помощь». Это психолог Анна Хегай, которая только что вернулась из командировки в Богоявленский детский дом Нижегородской области.

Она делится впечатлениями о поездке:

«Мы обсудили технические условия, необходимые для реализации программы и потестировали связь, много разговаривали о целях, задачах и тревогах, связанных с программой наставничества и программой обучения специалистов в методическом центре. Я рассказывала об успешных кейсах и о том, что нам кажется ключевыми факторами успеха.

Директор детского дома — удивительная женщина. Она долго жила в Москве, а вернулась в село 15 лет назад, когда родителям понадобились помощь и уход. Она тогда сама поехала в администрацию Дальнеконстантиновского района и попросила работу директором школы, а ей предложили стать директором детского дома, и она сразу согласилась.

Ей важна в работе скорость, движение, новые знания, а также теплые, доверительные отношения в команде, и хотя трудности, конечно, их навещают, они предпочитают не замалчивать проблемы, а открыто говорить и искать решения.

Она держит 5 коров и делает своими руками 22 сорта сыра, которые хорошо известны по всей округе.

Затем мы провели встречу с воспитателями, на которой презентовали работу методического центра, ответили на вопросы, а также совместно выполнили домашнее задание после первой лекции, прошедшей накануне. Воспитателям после первой встречи не просто было сразу примерить на себя позицию нарративного практика, так как были опасения, что новые подходы могут слишком сильно отличаться от их повседневной жизни. Им было важно сохранять то, что у них уже получается, и они беспокоились, что нововведения будут неподходящими способами влиять на то, что и так идёт хорошо.

Поэтому вначале я просто записывала, что именно идёт и почему им это нравится (уникальные эпизоды), что именно они делают, чтобы справляться с трудностями, ведь на их счету много удивительных побед: и девочка с историей суицидов перестала проводить ночи на подоконнике, и мальчики, которые регулярно убегали из других ДД и приютов, больше не пробуют бродяжничество (про детей в открытом пространстве лучше не писать, пишу сюда для примера историй успеха, которые мы обсуждали). В конце зачитала импровизированный коллективный документ, в котором были упомянуты такие практики, как индивидуальное общение с каждым ребенком про его интересы, совместное с ребенком обсуждение его будущего, привлечение помощи спонсоров и фондов для реализации интересов конкретных детей и многое другое.

В обратной связи педагоги сказали, что разговаривать о хорошем непривычно, а рассказывать - что порадовало и почему именно это - очень интимное переживание, у них в селе так не принято совсем. Подумала, что это важное наблюдение, и хорошо, что в нашем обучении у пользователей есть возможность не показывать свои задания никому, кроме преподавателей.

В завершении дня была общая встреча с ребятами. На встрече присутствовали воспитатели и директор, ребята выглядели довольно смущенными, поэтому мы много играли. Сложность была в том, что они-то друг друга хорошо знают, а мне запомнить 12 человек очень сложно. Я решила поиграть в "самурай, дракон, принцесса" (тоже самое, что "камень ножницы, бумага", только надо играть командой и показывать всем телом) , это их оживило - ребята стали смотреть друг на друга и на меня.

А потом мы играли в "поменяйтесь местами те кто" (у кого когда-нибудь была кошка, у кого есть братья или сестры, кто не любит математику, кто любит борщ, кто не любит борщ, кто хотел бы пойти в поход, кто собирается научиться водить машину и так далее). Ребятам ужасно понравилось, они просили два раза ее повторить. Мне показалось это интересной и безопасной формой поговорить в группе о личных предпочтениях.

Так как в детском доме нет штатного психолога, а директор и воспитатели очень заинтересованы в лучших возможностях для каждого ребенка, то я встретилась со всеми воспитанниками старше 14 лет.

К сожалению, часть ребят не проходят по возрасту, а часть не хотят, но 8 человек точно подходят. Их и взяли в программу».