Пресс-центр

Открытие Playback-театра в ЦПД «Юность» г. Нариманов АО

Ни для кого не секрет, что детям, воспитывающимся в детских домах, характерна определённая социальная отчужденность. И это не удивительно, ведь основной контингент детских социальных учреждений состоит из детей группы риска, у которых имеют место значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии. Наши воспитанники в своем большинстве имеют слабый социальный интеллект, им трудно чувствовать эмоции других людей, сложно понимать их поступки. В то же время, задача педагогов создать условия для успешного развития, социализации и интеграции таких детей в общество.

В современных условиях всё сложнее находить новые формы работы с несовершеннолетними, способные отвлечь их от гаджетов, социальных сетей и виртуального мира в целом. Благодаря помощи Марии Коржовой @marustudio в «ЦПД «Юность» г. Нариманов Астраханской области была открыта «театральная студия». В этом центре проживают дети, в основном, подросткового возраста. Педагоги смогли открыть для себя новую форму работы с воспитанниками, основанную на театральной деятельности. Метод способствует развитию у детей не только творческих, но и интеллектуальных способностей, помогает реализовать активность и демонстративность в безопасном ключе, научиться распознавать свои и чужие чувства и уметь отражать их, что так важно именно для подростков.

Было решено сделать не обычную театральную студию, а PLAYBACK-ТЕАТР.

PLAYBACK-ТЕАТР зародился в 1975 году в г. Нью-Палц, США. Это оригинальная форма театральной импровизации, в которой зрители рассказывают свои истории о реальных событиях, произошедших в их жизни, а актеры воплощают истории в сценическое действие. Методика упрощается тем, что здесь нет никаких шаблонов и заученных текстов. Только импровизация и спонтанность. В переводе с английского, «playback» означает «воспроизведение». Название происходит от сокращения фразы «We are playing your stories back to you» (рус. «Мы играем ваши истории, возвращая их вам»)

Это своеобразный игровой способ общения, дающий возможность научиться не просто слушать истории других людей, но и принимать их, а значит, более терпимо и доброжелательно относиться к окружающим.

Во время мини-спектаклей может быть рассказана и разыграна любая сцена из жизни человека: от бытовой до мистической, от забавной до трагичной. Это дает детям огромное пространство для импровизации и спонтанности, развития креативности и артистичности.

В 2019 году педагоги учреждения разработали программу «Playback Theatre «Отражение», основываясь на труды создателей Плейбек-театра Джонатана Фокса и Джо Саласа.

Уникальные формы Playback, предложенные ребятам для обучения, отличаются от классических театральных форм. Благодаря тому, что здесь нет необходимости заучивать тексты, юные актеры учатся отражать на сцене историю рассказчика спонтанно, прислушиваясь к чувствам, проникая в ее суть. Упражнения подобраны и построены таким образом, что позволяют эффективно развивать не только отдельные артистические способности детей (пластику, голос, ритм), но и формировать эмоциональный интеллект.

Программа обучения рассчитана на реализацию в течение 1 года. Возраст воспитанников: 11 – 18 лет.

В процессе обучения перед педагогами стоит ряд задач:

  • способствовать развитию у детей познавательного интереса к театральной деятельности,
  • помочь приобрести знания о формах и методах Playbacк-театра,
  • освоить умение контактной импровизации,
  • сформировать в коллективе обучающихся навыки командного взаимодействия.

Помочь каждому отдельному участнику программы в развитие своего творческого «Я», уверенности и гибкости во взаимодействии с другими людьми, внимательности, умения слушать и слышать себя и другого человека, умения распознавать чувства и эмоции, толерантности и бережного отношения к жизни другого человека.

Естественно, для того, чтобы обучать детей такому непростому навыку, как актёрское мастерство нужно и самим обладать определённым набором знаний, умений и качеств. Поэтому для разработки и реализации программы были выбраны педагоги, обладающие наибольшими артистическими способностями, владеющие навыками игровой терапии, а также методами импровизации. Помимо этого специалист, реализующий программу должен обладать коммуникативными способностями, высокими рефлексивными навыками, быть креативным, толерантным, чутким и доброжелательным.

В процессе подготовки педагоги, которым предстояло стать театральными режиссёрами изучали теоретические основы в области Playback-театра, знакомились с большим количеством видео-материалов, продумывали систему обучения.

Первые занятия выходили довольно скомкано и неуклюже, но со временем педагоги скорректировали программу, ребята поняли основную суть и мини-спектакли стали получатся гораздо лучше, вызывая одобрение и отклик зрителей.

И теперь, попробовав применить элементы Playback-театра в работе с несовершеннолетними, можно уверенно заявить, что действие, которое оказывает данный метод на воспитанников нельзя недооценить. Благодаря тому, что Playback – это, по сути, театр психодрамы, он зачастую даёт своим участникам возможность разрешить запрятанные в глубину души проблемы. Здесь даже застенчивые и малообщительные ребята могут почувствовать свою уникальность, быть услышанными, ведь Playback это – пространство, позволяющее любой истории – стать проигранной, вновь пережитой и, наконец, раскрытой. На занятиях ребята тренируются ставить себя на чужие места, понимать позицию другого человека, осознавать чужие и свои мотивы.

Мы благодарим Марию Коржову @marustudio за помощь, ведь Playback не только помогает укреплять связь детей друг с другом и с другими людьми, но и способствует развитию детей, помогая им глубже познать себя и других, а также осознать, что именно они являются основными авторами своей жизни.