Пресс-центр

Наш фонд на круглом столе Общественной палаты

Наш фонд принял участие в круглом столе в Общественной палате РФ, посвященном теме «Профилактика травли в образовательных учреждениях: правовые аспекты и инновационные практики». Эта проблема актуальна в любой школе, особенно в закрытых учреждениях, таких, как детские дома или интернаты, где она стоит еще острее.

Близятся изменения в законодательстве, предусматривающие административную ответственность за последствия школьной травли. Члены общественного совета при Уполномоченной по правам ребенка, в который входит и наш фонд, а также ряд депутатов предлагают следующие меры:
  1. Дать четкое законодательное разъяснение термина «травля» /«буллинг» для однозначной трактовки как в правовом поле, так и в реальной жизни.
  2. Ввести систему наказания для инициаторов травли, а также для педагогов и родителей, которые не принимают мер.
  3. Ввести систему реабилитации для жертв травли, зачинщиков, свидетелей и всей группы детей.

На круглом столе мнения участников разделились: нужны ли все эти меры и, главное, в какой форме?

В этом году наш фонд проводил открытый семинар для специалистов и родителей по теме профилактики буллинга. Вот основные тезисы автора тренинга и нашего педагога Натальи Быковской:

  • Основное отличие буллинга заключается в том, что это преднамеренная (а не случайная) постоянная травля, основанная на неравном положении агрессора и жертвы. В отличие от конфликта и ссоры, буллинг может длиться месяцами.
  • Травля — это проблема не только только агрессора и жертвы; это болезнь всего детского коллектива и окружающих взрослых. В ситуации травли страдают все: жертва, агрессор и свидетели.
  • Основные признаки того, что ребенок подвергается буллингу: нежелание идти в школу, испорченные вещи, синяки, пропажа денег и вещей, апатия, ранимость, сниженная успеваемость, психосоматические заболевания, отсутствие приглашений на праздники.
  • Последствия травли неочевидны. Не только жертва, но и агрессоры, а также свидетели получают психологическую травму. Агрессор закрепляется в деструктивной модели поведения, объект травли становится жертвой, а свидетели — беззащитными наблюдателями.
  • Травлю не прекратить силами детей; педагоги и родители способны ее остановить и предотвратить.

Что делать в случае травли в детском коллективе, как ее предотвратить, смотрите в полной записи семинара.