ОСОБЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

Дети, с раннего возраста воспитывающиеся в детском доме, часто выглядят младше своих сверстников из семей: ниже ростом, имеют более незрелые суждения об окружающем мире. Исследователи пишут, что центральная нервная система, развивающаяся в ситуации стресса, находится в режиме «выживания», а не развития. Человек учится больше откликаться на ситуативные стимулы, а не осмыслять и формировать более сложную картину мира. Это может привести также к ряду физических и когнитивных задержек: таких как трудность выдерживать различные длительные нагрузки, действовать во внутреннем плане, более медленному развитию абстрактного мышления, бедности речи  и упрощенной картине мира. На снижение психофизиологических показателей может влиять повышенное количество гормона стресса в период роста и его тормозящее влияние на развитие центральной нервной системы, в частности ее регуляторных и компенсаторных возможностей. (Ярославцева, 2003) 
Подростки в возрасте 14-18 лет, воспитанники детских домов, крайне редко возвращаются в семью, часто имеют опыт возвратов из приемных семей, мы изучили этот вопрос в нашем исследовании https://takiedela.ru/news/2021/05/18/pochemu-detey-vozvrashhayut/

У таких ребят исследователи отмечают снижение возможностей регулировать свои эмоции и настроение, а также прилагать волевые усилия. Трудности регуляции эмоций и настроения объясняются наличием большого количества стрессовых и травмирующих событий в жизни детей и подростков, с одной стороны, и дефицитом пространства интимно-личностного общения с надежным значимым взрослым, в котором эти сильные переживания могли бы быть переработаны. Дисрегуляция эмоций сужает окно продуктивного рабочего состояния, мешает собраться с силами и прилагать регулярные усилия для достижения цели. Кроме того, само проживание в учреждении снижает количество задач, когда подросток делает выбор, проявляет инициативу и может планировать свое ближайшее будущее – эти особенности жизнедеятельности в учреждении, составляющие госпитальный синдром, предполагается пропорциональны количеству лет проведенных человеком в учреждении и качеству учреждения. Однако наличие надежных значимых взрослых (из семьи или вне ее), возможность общения с ними в процессе проживания в учреждении может способствовать стабилизации настроения и саморегуляции, также как и психотерапия и является «защитным» фактором.  В программе Успешное Будущее фонда встречи с психологом-наставником становится тем безопасным пространством, где подросток может проработать свои эмоции, отреагировать стрессовые ситуации, получить личную поддержку значимого взрослого, усилить навыки совладания со стрессами и конфликтами.  

Люди, пережившие длительное физическое или психологическое насилие или жизнь с зависимыми родителями часто имеют проявление КПТСР (комплексного посттравматического стрессового синдрома).  Это может выражаться в ярких негативных переживаниях в присутствии каких-либо обстоятельств (триггеров), нарушениях настроения, чувстве бессилия и упадке сил, чувстве вины или ощущениях какой-то другой своей «плохости». Согласно современной концепции травматерапевта Мэгги Керри, на которую опираются специалисты фонда, получая достаточно поддержки, человек становится готов «переработать» травму.   
У выпускников отмечается две выраженные тенденции в области эмоций: к депрессивности и закрытости, с одной стороны, и повышенной раздражительности, спонтанной и реактивной агрессивности, с другой. (С. Г. Полякова, Е. А. Поляков, Д. А. Донцов, М. В. Донцова, 2017) Это находит выражение в преобладании у социальных сирот негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, вины, отчаяния, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов. И.А. Бобылева и другие авторы отмечают также сниженный эмоциональный интеллект, выражающийся в непонимании своих переживаний, неумении их сформулировать в словах, неумении конструктивно отстаивать свои интересы. Ребята часто используют непродуктивные способы совладания со стрессом (уход, отрицание, изоляция), заниженная самооценка и проблемы самоидентичности (негативная самоидентичность), и в итоге неумение ставить цели и их достигать, поиск более простых путей организации жизни и отклоняющееся поведение. (И.А. Бобылева, 2007) Развитие навыков осознания своих эмоций и ценностей, повышение уровня эмоционального интеллекта, является важной частью программ фонда «Успешное будущее» для воспитанников и программы «Ресурсный центр ШАГ» для подготовки специалистов учреждений помощи детям-сиротам.

Структурные компоненты жизнестойкости как способности поддерживать уровень продуктивности в стрессовой ситуации у выпускников детских домов развиты достоверно хуже, чем у сверстников из семьи. (Крючкова Л.Л., 2013) Выпускники детских домов реже заняты какими-либо делами, меньше стремятся быть в курсе происходящего вокруг, им сложнее в различных сторонах жизни найти интересное для себя. Ощущение подконтрольности событий собственной жизни у выпускников детского дома выражено слабее, им в меньшей степени свойственно воспринимать негативный опыт как источник активного усвоения знаний. Нарративный подход в психологии, который лежит в основе программ фонда, в первую очередь направлен на укрепление авторской позиции воспитанника детского дома, осознание им причинно-следственных связей между своими поступками и событиями в жизни, смену позиции «жертвы» на позицию «выжившего».

ОСОБЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ